HotLog

Наглядность как средство повышения познавательного интереса на уроках математики

Сегодня остро стал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и проведения урочной и внеурочной деятельности. На смену консервативным методам приходят технологии, позволяющие максимально активизировать деятельность учащихся. Предметное содержание школьного курса математики стало подвергаться большим изменениям, одной из причин которого является реализация принципов наглядности с помощью современных компьютерных технологий и других средств. Надо отметить, что наряду с компьютерными средствами обучения, другие средства наглядности отнюдь не отходят на второй план. Перед педагогами стоит непростая задача: не ограничиться каким-либо одним средством наглядности, а по мере возможностей использовать их разумное сочетание, итогом которого будет желаемый результат. Очень важен тот факт, что, несмотря на многообразие и доступность наглядных пособий и средств только каждый конкретный учитель, основываясь на личном опыте донесения материала до учащихся, учитывая свои возможности и техническое оснащение школы, должен выбирать те, которые позволят ему быстро и качественно достичь поставленной цели.

Именно математика является одним из тех предметов, в которых реализация принципа наглядности становится краеугольным камнем. С помощью специальных средств она позволяет формировать и развивать образное, абстрактное, визуальное, пространственное мышление учащихся, облегчает им задачу восприятия, понимания. Осмысление и усвоение не простого учебного материала.

В наше время доступность компьютерных технологий в быту становится нормой - компьютер есть почти в каждом доме. С помощью компьютера они, как правило, с наибольшим интересом осваивают и познают новое. Изучение математики в этой связи вовсе не исключение. В последнее время было разработано огромное количество компьютерных обучающих программ. Новых наглядных пособий. Целью, которых является достижение более эффективных результатов. Вытекающие из такого современного способа изучения материала. Способного максимально заинтересовать школьников.

Принцип наглядности и компьютерные технологии тесно взаимосвязаны и их грамотное сочетание может привести к хорошим результатам при использовании таких программ в обучении. Несмотря на то, что разработано уже. Достаточно много компьютерных программ для использования в школе при обучении математике, далеко не все из них удовлетворяют принципу наглядности. Таким образом, актуальность исследования определяется необходимостью рассмотрения использования компьютерных средств, которые реализуют принцип наглядности, приводящих к улучшению качества знаний учащихся и повышению их интереса к изучаемому предмету.

Наглядность как один из основных принципов обучения

Организация и систематизация чувственных данных, в число которых входит предмет нашего исследования - наглядность, в процессе усвоения учебного материала осуществляется на основе общих закономерностей процесса познания со всей их сложностью и противоречивостью.

Теоретическое обоснование принципу наглядности впервые было дано чешским педагогом Я.А. Коменским, который выдвинул требование учить людей познавать самые вещи, а не только чужие свидетельства о них.

 Русский педагог К.Д. Ушинский указывал, что наглядность отвечает психологическим особенностям детей, мыслящих "формами, звуками, красками, ощущениями". Наглядное обучение, по словам К. Д. Ушинского, "строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком". Наглядность обогащает круг представлений ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдательность и мышление.

 Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала. Он означает, что в обучении необходимо, следуя логике процесса усвоения знаний, на каждом этапе обучения найти его исходное начало в фактах и наблюдениях единичного или в аксиомах, научных понятиях. и теориях, после чего определить закономерный переход от восприятия единичного, конкретного предмета к общему, абстрактному или, наоборот, от общего, абстрактного к единичному, конкретному. Таким образом, советская дидактика исходит из единства чувственного и логического, считает, что наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой. Однако характер и степень использования наглядности различны на разных этапах обучения. Излишнее увлечение наглядностью в обучении может привести к нежелательным результатам. Конкретная наглядность (например, рассмотрение моделей геометрических тел) должна постепенно уступать место абстрактной наглядности (рассмотрению плоских чертежей).

 Говоря о значении принципа наглядности и о его роли в процессе учебного познания, дидактика утверждает, что наглядность является исходным моментом обучения главным образом в младших классах. По мере движения учащихся к старшим классам учитель постепенно должен находить в обучении историко-индуктивный путь пополнения знаний: постановка проблемы, история ее решения и современное состояние, затем практические или лабораторные работы. Здесь наглядность получает свою реализацию дважды: как иллюстрация истории открытия и как способ раскрытия современного решения проблемы.

 Однако исторический подход занимает много времени и не всегда необходим. Поэтому исходным началом могут быть теоретические положения, аксиомы, системы понятий, усвоенные учащимися на предшествующих этапах обучения. В этом случае наглядность используется лишь для иллюстрации усвоенных учащимися знаний в процессе их применения к решению задач. По характеру отражения окружающей действительности различают следующие виды наглядности:

 натуральная (естественная) наглядность, представляющая собой реальные предметы или процессы (объекты и явления, раздаточный материал и др.);

 изобразительная наглядность (фотографии, художественные картины, рисунки, учебные картины и др.) применяется, когда показ натурального предмета затруднен, а созерцание конкретного образа необходимо;

 символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы, диаграммы) по существу является своеобразным языком, а потому должна специально изучаться, чтобы стать понятной. Например, при изучении свойств функций (возрастание, убывание, максимум, минимум и др.) целесообразно их аналитическую запись переводить на язык графиков и на этой основе тренировать учащихся "читать" графики функций.

 Различные виды наглядности выполняют различные функции. Одни содействуют оживлению представлений (картины, предметы жизни), другие являются опорой для отвлеченного мышления.

 Наглядность применяется и как средство познания нового, и для иллюстрации мысли, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала учителем, при закреплении знаний, формировании умений и навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала.

 Применение наглядных пособий в обучении подчинено ряду правил: ориентировать учащихся на всестороннее восприятие предмета с помощью разных органов чувств;

 обращать внимание учащихся на самые важные, существенные признаки предмета;

 показать предмет (по возможности) в его развитии; предоставить учащимся возможность проявлять максимум активности и самостоятельности при рассмотрении наглядных пособий;

 использовать средств наглядности ровно столько, сколько это нужно, не допускать перегрузки обучения наглядными пособиями, не превращать наглядность в самоцель.

 Следовательно, умелое применение средств наглядности в обучении всецело находится в руках учителя. Учитель в каждом отдельном случае должен самостоятельно решать, когда и в какой мере надо применять наглядность в процессе обучения, ибо от этого в определенной степени зависит качество знаний учащихся.

 Принцип наглядности, по выражению Я. А. Коменского, является "золотым правилом дидактики". Он требует сочетания наглядности и мысленных действий, наглядности и слова. Вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности. Их недостаток приводит к формальным знаниям, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения.

Как известно из исследований психологов, в большинстве случаев еще до поступления в мозг информация начинает перерабатываться. Опыты физиологов показывают, что селекция зрительной  информации осуществляется уже в сетчатке глаза, причем на сетчатке «встречаются» как воспринимаются из вне образы, так и образы из долговременной памяти мозга.

Рассмотрим концепцию Н.А. Амосова о процессе мышления, по которой мозг человека перерабатывает информацию этажного системой кодов. По отношению друг к другу они не только находятся в субординации, но и обладают известной функциональной самостоятельностью. Приведем его слова, которые в полной мере отражают главную идею принципа наглядности: «... Очевидно, что глазам видно! ».

Наглядность как средство повышения познавательного интереса на уроках математики в 5-6 классе

Нравится